Акцизы на автомобильное топливо в России с 1 апреля были внепланово повышены на 2 руб. на литр для бензина, и на 1 руб. на литр — для дизтоплива. По мнению экспертов, увеличение налогов будет постепенно полностью переложено на потребителей, но рост цен будет плавным и растянется на большую часть года. Впрочем, наблюдающееся ослабление спроса на бензин, а также неформальное сдерживание цен со стороны правительства может сделать будущее увеличение цен менее значительным.
С 1 апреля вступило в силу внеплановое повышение акцизов на бензин и дизтопливо. Акцизы уже повышались с 1 января — примерно на 2 руб. на литр, но, по настоянию Минфина, правительство решилось на новое повышение, чтобы частично компенсировать потери бюджета от низкой цены на нефть. Сам Минфин оценивал возможный рост розничных цен из-за повышения акцизов в 6–7%. Нефтекомпании (непосредственно акциз платят принадлежащие им НПЗ) резко протестовали против роста налоговой нагрузки. Вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов говорил в середине февраля, что в условиях апрельского роста акцизов экономика нефтепереработки «стремится к нулю», и поэтому необходим плавный рост розничных цен на 2 руб. на литр.
С конца февраля, когда апрельское повышение акцизов одобрила Госдума, оптовые цены на бензин начали резкий рост, а стоимость топлива на АЗС, снижавшаяся в начале года, также стала постепенно увеличиваться. По данным Thomson Reuters Kortes, с начала года к концу марта в среднем по стране бензин подорожал в рознице на 0,2 руб. на литр, или на 0,6%. Российский рынок топлива исторически обладает ярко выраженной сезонностью, и, как правило, цены на АЗС начинают активно расти в конце весны, а к октябрю рост сменяется стабилизацией или даже некоторым снижением.
Опрошенные “Ъ” эксперты согласны с тем, что нефтяные компании будут вынуждены перекладывать выросшую налоговую нагрузку на потребителей. Цены на заправках будут повышаться постепенно в течение года, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
В розничном сегменте высока конкуренция, и никто из нефтекомпаний специально не будет нагнетать цену, чтобы не вызывать гнев регуляторов»,— говорит он. При этом, отмечает эксперт, розничные цены уже начали расти, «не дожидаясь весенних ремонтов НПЗ, что, вероятно, связано с повышением акциза с 1 января.
Эксперты отказались называть свои ожидания по росту цен, поскольку такие публичные заявления, как правило, вызывают негативную реакцию ФАС. Собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что если нефтекомпании полностью переложат акциз в стоимость топлива на АЗС, цены должны вырасти не менее чем на 10% без учета инфляции.
Но это маловероятно, поскольку регуляторы настаивают на сдерживании цен, и для крупных нефтяных компаний, которые по-прежнему остаются главным потенциальным источником дополнительных поступлений в бюджет, было бы слишком опасно резко повышать цены,— говорит один из источников “Ъ”.
Кроме того, если в последние десять лет уровень автомобилизации и, соответственно, потребление бензина в России ежегодно росли, то в последние два года ситуация изменилась. Российский рынок, который традиционно летом существовал в условиях дефицита бензина, в прошлом году испытывал даже некоторый избыток предложения. Так, в 2015 году рост НДПИ на нефть и акцизов на топливо должен был, по оценке Минфина, привести к увеличению розничных цен на бензин на 3 руб. на литр. Но по итогам года цены выросли в среднем только на 1,6 руб. на Аи-92 и на 1,8 руб. — на Аи-95, так как нефтекомпании предпочли поддерживать объемы продаж. В итоге рост цен на топливо составил по итогам года чуть более 5%, что существенно ниже инфляции 13%.
Юрий Барсуков, Дмитрий Козлов
Онлайн заявка на кредит в мурманске и области Прибор для нанесения наклеек на футболки
Комментариев нет:
Отправить комментарий